Психолог экоцентра

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Тексты » Статьи

Рекомендации педагога-психолога юному исследователю
[ Скачать с сервера (18.5Kb) · Скачать удаленно () ] 14.02.2015, 01:15

Как написать и защитить учебно-исследовательскую работу

Рекомендации педагога-психолога начинающему исследователю

 

1. Работать должно быть интересно, а вначале – не слишком трудно. Выберите тему по интересам. Если интересы еще не определились – берите тему, с которой сможете легче справиться. Посоветуйтесь с учителем по данному предмету о выборе научного руководителя и консультанта. Вообще – не бойтесь советоваться. Написание учебно-исследовательской работы – отдельный жанр, в нем есть свои правила и законы, которые легче постичь под руководством опытного человека.

2. Работайте корректно. Не списывайте с книг и не скачивайте из Сети готовые тексты. Берите из них только то, что имеет отношение к вашей теме. Обязательно ссылайтесь на использованные источники информации. Списанные дословно цитаты заключайте в кавычки. Чужой текст, включенный в работу без кавычек и без ссылки на него в списке литературы в конце вашего текста, ученый назвал бы термином «плагиат» (попросту «научное или литературное воровство»). То же относится к текстам из Интернета. Сошлитесь на сайт, приведите его название в списке литературы. По вопросам оформления ссылок и составления списка литературы обязательно посоветуйтесь с научным руководителем, так как здесь существуют определенные стандарты. Если вы узнаете их уже сейчас, будет легче при написании следующих работ, да и в студенческие годы тоже.

3. Соберите побольше фактического материала, т.е. фактов, по-видимому, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Обязательно посоветуйтесь с научным руководителем или консультантом, что из этого материала достоверно, что – вероятно, а чему доверять нельзя. Ведь научные данные, как и сами теории, постепенно устаревают. Обобщайте приведенные вами факты. По поводу корректности этих обобщений консультируйтесь с научным руководителем.

4. Вообще, не забывайте советоваться по ходу работы, для того и нужен руководитель или консультант. К встрече с ним подготовьте хотя бы небольшой текст – кусочек вашей работы. Не стесняйтесь стилистических погрешностей и ошибок, вы не Толстой и не Пушкин. Покажите руководителю «сырой» текст, черновик (желательно распечатку) – пусть вас поправят на этапе подготовки, а не на защите работы или во время доклада на конференции. Лучше подойти к руководителю хоть с чем-то, чем делать все свой страх и риск. В конце отведенного на работу времени, перед самым докладом, советоваться будет поздно, исправлять все в последнюю ночь – тяжело. Надрываться накануне защиты – плохо!

5. Если возникли сложности, вы засомневались, потеряли интерес или уверенность в себе – скажите об этом руководителю. Попросите о помощи. Если вы еще в начале работы, педагог поможет сменить тему или подыщет дополнительную литературу, обязательно посоветует вам что-нибудь. Если работа в самом разгаре – поможет выразить мысль, отредактировать текст, обобщить данные, продумать таблицы, иллюстрации или диаграммы, подскажет, как сдвинуть дело с мертвой точки.

6. Начинайте работать с самого начала, не ждите вдохновения. Исследовательская работа – не сочинение, которое можно написать за пару часов. Текст иногда можно написать быстро. Но смысл вашей работы – не в создании текста, а в проведении пусть маленького, но исследования. Вы в данном случае – хоть и начинающий, но ученый. Начинайте собирать материал – вести наблюдения, ставить опыты, если в работе есть экспериментальная часть, делать выписки из книг и журналов, искать материал в Интернете – сразу же после того, как определили тему и составили примерный план работы. Лучше всего параллельно составлять и сам текст. Не оставляйте работу на последний месяц или, хуже того, считанные дни перед ее защитой, докладом. Можете не успеть к сроку или будете доделывать «в авральном режиме». Или вообще не доделаете. Конечно, приобретенный опыт и знания могут пригодиться «для общего развития», но все-таки будет обидно.

7. Поддержка всегда пригодится. Когда вам станет примерно ясна тема, вы составите план и начнете искать материал, посвятите в ваши занятия кого-нибудь, на чью поддержку вы могли бы рассчитывать – друга, родителей, учителя. В общем – любого, кто вас готов как-то поддержать, посоветовать, помочь найти нужную информацию, предоставить компьютер для работы, «поболеть» за вас на ее защите (докладе в классе, на конференции и т.п.). Родителям, скорее всего, понравится, что вы заняты чем-то серьезным, и в помощи вам не откажут. Если же вас не поддержит никто, руководитель всегда рядом.

8. Героизм – дело добровольное. Проведение учебного исследования и даже самой настоящей научной работы не должно быть слишком в тягость. Плохо, если из-за работы вы забросите учебу, перестанете обращать внимание на родителей и друзей, не будете высыпаться, забросите спорт и вообще снизите качество вашей жизни. Чем-то жертвовать можно, если дело стоит жертв. Но Колумбы и Ньютоны редки, а наверстывать упущенный материал по алгебре сложно, даже если вы в биологии – будущий Дарвин или Линней.

9. Не изобретайте велосипед, в крайнем случае – модифицируйте его. Большинство доступных нам толковых мыслей уже приходили кому-нибудь в голову. Если вам кажется, что вы совершили научное открытие, первое, что надо сделать – проверить, не сделали ли его уже раньше. Если вы что-то переоткрыли – гордитесь, а не расстраивайтесь. Значит, ваш интеллект, интуиция, наблюдательность сработали, как у великих ученых или их менее известных коллег. Вы вполне можете, прочитав рекомендованную научным руководителем литературу, сделать новый вывод или выдвинуть правдоподобное предположение (гипотезу). Еще ценнее научиться правильно ставить опыты, например, по химии, планомерно и терпеливо наблюдать биологические объекты или грамотно проводить психологические тесты на друзьях и самом себе. Первые шаги в науке часто делаются именно так. Подтвердить эту мысль могут работающие в нашем центре ученые, защитившие диссертации и опубликовавшие множество научных трудов – доктор биологических наук А.В. Бобров, кандидаты наук в разных областях – А.В. Колосков, И.А. Пивоварова, М.С. Романов и другие.

10. Информация не менее важна, чем идея. Запишитесь в библиотеку, пользуйтесь Интернетом. Квалифицированные консультации может дать преподаватель, а сайты по вашей теме вы найдете, научившись эффективно пользоваться поисковыми системами. Будьте упорны в поисках. Чаще заглядывайте в словари и энциклопедии. Не употребляйте в работе ни одного непонятного вам термина! Лучше рассуждайте на доступном вам языке. Научная терминология станет понятнее, если вы узнаете значения латинских и греческих корней терминов.

11. Пользуйтесь возможностями не только учителей лицейских классов, но и педагогов групп дополнительного образования (ГДО) нашего центра и Дворца. Для этого можно, кстати, записаться в ГДО по большинству разделов биологии и многим другим областям знаний – химия, медицина, психология, работа с микроскопом и т.д.

12. Работа и доклад о ней – несколько разные вещи. После того, как вы выполнили работу, оформили текст и иллюстрации, сделали компьютерную презентацию, важно научиться уверенно выступать, смело и компетентно отвечать на вопросы слушателей и жюри. Этого можно добиться, записав на отдельном листе краткий текст или конспект доклада, выучив его (близко к тексту) и несколько раз прочитав вслух. Сделайте пробный доклад перед своим руководителем, ближайшими друзьями или перед кем-то из родных. Любую работу можно толково изложить за 7 – 10 минут. Ведь вам не нужно пересказывать ее, достаточно кратко рассказать об актуальности и важности темы, изложить суть методики исследований, кратко представить полученные данные, основной ход рассуждений и выводы. Желающие узнают подробности, познакомившись с текстом (его лучше представить в жюри заранее) или задав вам вопросы. Если вы все же боитесь выступать, могут помочь несколько репетиций (с вашим руководителем и друзьями) и консультация педагога-психолога Центра экологического образования. Полезно посетить хотя бы несколько занятий учебной группы по психологии.

Успехов вам!

© Александр Борисович Пшеничнер, педагог-психолог Центра экологического образования МГДД(Ю)Т, 2012 – 2015.

Переработка статьи, впервые опубликованной на сайте ИМК ЦЭО в 2009 году: см. сборник рекомендаций нашего коллектива по данной теме в pdf: http://imk-ceo-mgddjut.narod.ru/rekomendacii_po_uchebno_issledovatelskim_rabotam.pdf

Категория: Статьи | Добавил: ecop
Просмотров: 129 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar