Психолог экоцентра

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обо мне

 

Авторское эссе на тему: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И Опыт, сын ошибок трудных,

И Гений, парадоксов друг,

И Случай, бог изобретатель

(А.С. Пушкин, 1829).

Эпиграф к эссе – наиболее полная версия этого маленького стихотворения А.С. Пушкина. Над одним четверостишием он тщательно работал, переписывая и перебеливая его. В итоге пушкинская «формула» творчества и познания выразила всю суть свободного поиска истины.

Вдумаемся в содержание пушкинских строк и сопоставим его с возможностями совершения собственных открытий, которые предоставляют детям современная школа и образовательная среда в целом.

Казалось бы, возможностей все больше! Обилие информации – Интернет, библиотеки, интерактивные музеи, множество детских энциклопедий и научно-популярных журналов. Разные формы и методы образования, возможность выбирать между ними – учреждения дополнительного образования, клубы, частные и общественные образовательные организации, бюро экскурсий, летние познавательные лагеря и экспедиции; для многих семей, особенно обеспеченных – возможность путешествовать и показывать детям мир во всем его многообразии.

Однако большую часть времени московские дети все-таки проводят в школе и дома, в том числе – за домашними заданиями. Или, все чаще, в попытках найти компромисс между требованиями школы и родителей с одной стороны, и влекущим миром сетевого общения со сверстниками и виртуальных игр – с другой. «Просвещенья дух» ныне имеет очертания фронтального классно-урочного обучения, добровольно-обязательных предметных олимпиад и обязательных для всех тестов ГИА и ЕГЭ. Я далек от критики этих атрибутов и инструментов современной школы. Видимо, без тех или иных средств массового принуждения к образованию, его общий уровень необратимо снизится. А все же жаль, что дух школы не похож на пушкинский дух просвещенья!

Дети с дошкольного возраста жаждут открытий – вспомним их неистощимое любопытство, горящие ясные глаза и все эти «Что? Где? Почему?». Но в школе, как правило, открытия не совершаются. Детям просто некогда на чем-то остановиться и предпочесть один предмет познания другому. У ребенка нет права вместо того чтобы изучать то, что изучают все, исследовать то, чего нет в школьной программе. За него почти все выбрали взрослые.

Теперь об опыте. «Ошибки трудные» влекут за собой наказания – «два» по предмету, соответствующие высказывания учителей на родительском собрании, домашние «беседы» после собрания. А тот, кто сразу все сделал верно – априори молодец. Иначе говоря, для большинства школьников вместо вариативного и извилистого поиска истины прочерчена прямая линия, от которой не рекомендуется отклоняться.

О парадоксах. Пушкин неспроста так сформулировал: «гений, парадоксов друг». Известна приверженность творческих людей – литераторов, талантливых актеров и режиссеров, ученых, совершивших значительные открытия, изобретателей и инженеров – к нестандартным и неожиданным решениям, кратким и парадоксальным высказываниям и афоризмам, шуткам, переворачивающим все общеизвестное «с ног на голову». Такое «неудобное» поведение, естественно, частенько раздражает окружающих. Массовая школа с ее ориентацией на тестовый контроль и единственно правильные ответы на единственно правильные вопросы, поставленные самими взрослыми, также не способствует развитию склонности к парадоксам.

Наконец, о случае. Даже у взрослых ученых в «плановой» науке принято, чтобы подтверждалась исходная гипотеза, ну, в крайнем случае – альтернативная ей. И, тем более, нехорошо, если получаются результаты, вовсе не относящиеся к исследуемой теме. Но «случай, бог изобретатель» часто помогает как раз тому, кто способен оглядываться по сторонам, видеть побочные и случайные результаты своей работы. В школьных же традициях – получать то, что задано.

«Ах, Александр Сергеевич! Нам не до открытий чудных», - с весомыми на то основаниями могут сказать учителя большинства современных школ.

И лишь так называемое «дополнительное» образование позволяет себе роскошь предоставить детям возможность совершать открытия. Именно к этому я стремлюсь в своей работе с детьми – играя с ними, выезжая на экскурсии с весьма приблизительно сформулированными целями и задачами, проводя тренинги и консультации, в которых иду за детьми, а не веду их за собой. Будучи педагогом и психологом центра экологического образования, стараюсь, чтобы дети смогли получить: опыт естественных ошибок, за которые не наказывают, а исправление их посильно детям; возможность самим столкнуться с парадоксами и соприкоснуться с парадоксальным мышлением гениев прошлого; возможность свернуть в сторону от запланированного пути и изобрести, пусть и «велосипед», зато свой.