Примерный алгоритм педагогической и психолого-педагогической экспертизы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Для простоты в данном тексте учебно-исследовательская работа конкретного учащегося называется Исследованием (И), а отдельный предметно-практический или социально-значимый проект обозначается как Проект (П). Деятельность учащихся далее обозначается буквой Д, исследовательская деятельность учащихся (обучающихся) – аббревиатурой ИДУ, а проектная – ПДУ. Учащиеся как исследователи или исполнители проекта условно обозначаются как ЮА (юные авторы). При этом мы понимаем, что в ряде случаев по крайней мере часть детей находятся в роли исполнителей проектов взрослого или более старшего учащегося.
С педагогической точки зрения учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся успешна, если:
- осуществляется добровольно;
- тема выбрана самим обучающимся с помощью педагога, но без диктата педагога;
- педагог смог мотивировать обучающегося на самостоятельный поиск источников информации и обучающийся действительно большую часть ее нашел сам;
- обучающийся (на доступном для него уровне) приблизился к осуществлению полного цикла учебного исследования или проекта – от постановки проблемы до ее решения;
- достигнут некоторый значимый результат (выступление на конференции, конкурсе или ином мероприятии, доклад перед обучающимися в своей учебной группе, публикация, изготовление изделия и т.п.).
С психолого-педагогической точки зрения деятельность оправдана, если:
- по преимуществу основана на собственном познавательном интересе ребенка (подростка);
- вызывает у него в основном положительное эмоциональное отношение и сопровождается большую часть времени положительными эмоциями;
- не вызывает чрезмерного стресса и переутомления, а стрессовое напряжение и отрицательные эмоции, неизбежные на отдельных этапах работы, в итоге разрешаются достижением конкретного результата и соответствующими позитивными переживаниями успеха;
- способствует развитию субъектной позиции ребенка как исследователя или проектировщика, практика (за счет интереса к самому процессу деятельности, субъективного ценностного отношения к ее результату, внешнего социального подкрепления, результирующего переживания роста собственных сил и способностей, возрастающей компетентности в данном виде деятельности;
- сопровождается развитием способностей ребенка;
- способствует социализации и предварительной профориентации ребенка.
Диагностика добровольности деятельности:
Добровольность выбора темы и инициативность начала работы по И или П.
Выбор темы считается добровольным, если учащийся самостоятельно выбрал тему из предложенных педагогом или сам обратился к педагогу или руководителю работы со своей темой работы, или же обозначил область своих интересов, а педагог предложил ему тему в рамках его интереса. Добровольность начала можно констатировать и в том случае, если инициатива исходила от педагога или других учащихся, а рассматриваемый автор или группа авторов заинтересовалась уже идущим И или П и присоединилась к ним «на ходу».
Добровольность процесса ИДУ и ПДУ:
Педагогу не приходится постоянно напоминать ЮА о необходимости что-то сделать, куда-то прийти и т.п., настоятельно рекомендовать, упрашивать, заставлять и т.п.
Если при этом инициатива действий по очередному этапу работы исходит от педагога, но ЮА легко соглашаются, не пытаются избежать работы, выполняют ее с интересом, то такая ИДУ (ПДУ) добровольна, но не инициативна.
Если и сама инициатива исходит от ЮА, то ИДУ (ПДУ) инициативна и добровольна.
Примерные вопросы экспертов для диагностики этого параметра Д при опросе ЮА:
Как Вы узнали о возможности выполнения такой работы? Каким образом Вы пришли к участию в этом конкурсе (конференции и т.п.). Как началась Ваша работа в этом направлении конкурсе? К какой области знаний относится Ваша работа? Вы раньше интересовались этой областью знаний? Что Вас заинтересовало в этой теме? Что Вам в ходе работы нравилось, а что – нет? Не имеет смысла прямо спрашивать – Вы сами выбрали тему этой работы? Кто Вам порекомендовал этим заняться? Кто Вас прислал на этот конкурс? Еще хуже здесь закрытые вопросы (с готовыми вариантами ответов): ты добровольно этим занимаешься или тебя заставили? У ребенка может появиться желание выставить своего педагога и самого себя в лучшем свете, и тогда он будет подчеркивать свою инициативу, добрую помощь педагога (руководителя) и т.п. В случае ситуативного (вызванного данным моментом) недовольства педагогом, собой, работой ЮА может вести противоположную линию и усматривать принуждение даже там, где его не было. Самые прямые вопросы, которые здесь можно задать: «Требовалось ли упорство при выполнении данной работы? Приходилось ли кому-либо Вас стимулировать, дисциплинировать, подгонять?». Особо отметим, что цель этой части диагностики – не «поймать» или уличить кого-то в чем-либо. Цель – выявить тех обучающихся, которые наиболее инициативны и активны в своем выборе и в процессе исполнения работы. Это важный диагностический признак мотивированного юного исследователя или проектанта. Возможно, выявление ярко выраженной инициативности и добровольности будет первым шагом к обнаружению творческой и/или исследовательской одаренности.
Диагностика мотивации и компетентности ЮА в поиске информации.
Мотивацией информационного поиска мы в данном контексте считаем наличие у ЮА объективных причин и субъективного желания (стремления) найти информацию по теме И или П. Для выполнения И наличие научно достоверной информации в целом важнее, чем для обычного ученического П. Чтобы найти нужную информацию, ребенку объективно нужно: обнаружить и понять ее нехватку, овладеть средствами информационного поиска, применить их в данном конкретном случае. Каждый из этих показателей диагностируется отдельно.
Конкретные методики опросов по теме статьи будут размещены позднее http://ecop.ucoz.com/load/kollegam/ot_ehkopsikhologa/21
|